1) Какие металлы являются драгоценными?
В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О
драгоценных металлах и драгоценных камнях» в России к драгоценным металлам
относятся: золото (Au), серебро (Ag), платина (Pt) и все металлы платиновой
группы - палладий (Pd), родий (Rh), иридий (Ir), рутений (Ru), осмий (Os). В
большинстве зарубежных стран родий, иридий, рутений, осмий не относятся к
драгоценным, а считаются редкоземельными металлами.
2) Кто устанавливает цены на драгоценные металлы?
Цены на драгоценные металлы, как и на любые другие товарные
инструменты, зависят от цен на мировых товарных рынках (биржах). Мировым
показателем ценообразования для золота, серебра, платины, палладия являются
котировки Лондонской биржи металлов (LME). Лондонская биржа металлов
устанавливает фиксинги драгоценных металлов для золота, платины и палладия два
раза в торговую сессию (в начале торговой сессии и на момент закрытия торгов),
а для серебра устанавливается один фиксинг в середине торговой сессии. Цены на
LME выражаются в долларах США за 1 тройскую унцию (тройская унция в России
приравнивается к значению - 31,1035 гр.)
В России цены на золото, серебро, платину и палладий устанавливает
Центральный Банк РФ. Эти цены называются учетными. ЦБ РФ устанавливает данные
цены с учетом их стоимости на LME в пересчете на курс доллара США.
Для родия, иридия, рутения и осмия мировым показателем
ценообразования являются цены установленные транснациональной компанией Johnson
Matthey Ltd., (является мировым лидером по производству редкоземельных
металлов).
Цены на родий, иридий, рутений и осмий в России устанавливает
Гохран РФ. Гохран РФ устанавливает две цены - расчетную (по ней он рассчитывает
поставщиков в гос. фонд) и отпускную (по которой продает металлы).
3) Кто осуществляет контроль за оборотом драгоценных металлов в
России?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 106 от 02.02.1998 г. «О Российской государственной пробирной палате»,
Приказом Минфина РФ № 91 от 29.05.1998 г. "Об утверждении Положения о
Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов
Российской Федерации" основной контроль, за соблюдением законодательства
РФ по обороту драгоценных металлов, лежит на Государственной пробирной палате
при Министерстве финансов Российской Федерации, а именно ее структурном
подразделении - Государственной инспекции пробирного надзора (ГИПН).
Все организации осуществляющие работу с драгоценными металлами не
зависимо от форм собственности должны состоять на специальном учете в
Государственной Инспекции Пробирного Надзора.
4) Подлежат ли обложению НДС сделки по реализации лома и отходов,
содержащих драгоценные металлы?
В соответствии с пп. 9, п. 3, ст. 149, ч. 2 Налогового Кодекса
Российской Федерации существуют два исключения освобождающие от НДС сделки по
реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы:
1) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для
производства драгоценных металлов;
2) Реализация лома и отходов содержащих драгоценные металлы для
аффинажа драгоценных металлов.
Таким образом, сделки по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные
металлы не облагаются НДС.
5) Как следует транспортировать драгоценные металлы, не нарушая
законодательства?
В соответствии с п. 4.9. Инструкции «О порядке учёта и хранения
драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности
при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом
Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г.
транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них
осуществляется специализированными организациями, или организациями-владельцами
ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами
защиты в сопровождении вооруженной охраны.
Транспортировка материалов, содержащих менее 5 % драгоценных
металлов, может производиться почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным
или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов.
При содержании в отходах золота или платины и металлов платиновой
группы менее 1 % и серебра менее 5 %, в зависимости от характера и вида
драгоценных металлов, в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза
решается руководителем организации.
В любом случае под свою ответственность владелец лома и отходов
драгоценных металлов может самостоятельно, исходя из экономической
целесообразности, принять решение о способе и виде транспортировки лома и
отходов до переработчика.
6) Можно ли как-то выкинуть лом и отходы, содержащие драгоценные
металлы, числящиеся на предприятии, если они не представляют экономической
ценности?
В соответствии с Инструкцией «О порядке учёта и хранения
драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности
при их производстве, использовании и обращении» утвержденной Приказом
Министерства финансов Российской Федерации № 68н от 29.08.2001 г. если на
предприятии находятся на балансе драгоценные металлы, изделия или оборудование
с содержанием драгоценных металлов, то их отчуждение должно состоятся в
установленном законом порядке. Выкидывать лом и отходы, с содержанием
драгоценных металлов нельзя, даже если их реализация не представляет
экономической целесообразности.
7) Как может быть, что по документам на предприятии в ломе и
отходах числиться одно количество драгоценных металлов, а после сдачи переработчику
получается другое количество?
Это обычная практика, т.к. по учету на предприятии проходит
количество драгоценных металлов числящихся по паспортам, формулярам,
сертификатам, но без учета потерь при их использовании, замены деталей и т.д.
Также, производитель каких-либо деталей с содержанием драгоценных металлов,
найдя им более экономически выгодную замену зачастую забывает сменить
паспортные данные на изделие или не делает этого намеренно, т.к. не хочет
"влазить" в процедуру изменения ГОСТа и фактически не попадающие в
изделия драгоценные металлы числяться на предприятии приобретающем такие
изделия.
Законодатель предусмотрел данные расхождения в п. 6.20. Инструкции
«О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции
из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении»
утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 68н от
29.08.2001 г., который дословно гласит: «Бухгалтерия организации сдатчика лома
и отходов сопоставляет количество драгоценных металлов в этом сырье с
паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет
их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы
вносятся необходимые коррективы. При этом, первоначальные сведения о количестве
драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, исправляются. Исправления
производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставлении над
зачеркнутыми записями новых записей. Новые записи о поставленных на учёт и
отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных
перерабатывающих предприятий».
Конечно, нельзя исключать и случаи хищения лома и отходов у
предприятия-сдатчика лома.
На практике это выглядит примерно так: Предприятие-сдатчик лома,
получив Паспорт-расчет от предприятия-переработчика, сравнивает значения
числящихся драгоценных металлов в сданном ломе и подтвержденные данные. В
случае расхождения (расхождения обязательны, по другому быть не может, следует
учитывать вид лома и величину расхождений, например, для радиоэлектронного лома
допустимы расхождения до 90% от заявленных данных, а для лабораторной
платиновой посуды уже не допустимы расхождения в 1%), бухгалтерия
предприятия-сдатчика лома делает письменный запрос на предприятие-переработчик
с просьбой объяснить возникшие расхождения. Предприятие-переработчик письменно
отвечает на запрос. Письменный ответ и запрос прикладывается к Паспорт-расчету
и этого будет достаточно для Государственной инспекции пробирного надзора, при
проверке. Достаточно, в случае если сделка была совершена с предприятием
производящим или аффинирующим драгоценные металлы, в сделках с другими
переработчиками требуется копия Паспорт-расчета производящего или аффиннажного
предприятия на котором закончилась переработка сданного лома, с приложением
копии договора.
8) Может ли какой-нибудь государственный орган рекомендовать
сдавать лом и отходы драгоценных металлов определенному предприятию?
Ни один государственный орган, даже Государственная инспекция
пробирного надзора, не может рекомендовать или тем более заставлять работать
предприятие с каким-то другим конкретным предприятием. Предприятие при выборе
контрагента, в любой сфере деятельности, должно придерживаться только
экономически выгодных для себя приоритетов и принципов.
9) Что такое производство и аффинаж драгоценных металлов?
В соответствии с Федеральным законом № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О
драгоценных металлах и драгоценных камнях» производство драгоценных металлов -
это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и
других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и
отходов, содержащих драгоценные металлы.
К производству относится и аффинаж драгоценных металлов, который в
свою очередь означает - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от
примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до
качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям,
действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.
10) Какие существуют методы определения содержания драгоценных металлов
в ломе и отходах?
Существуют следующие методы определения
содержания драгоценных металлов в ломе и отходах: по паспортам на изделия,
формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам; комиссионно
на основе аналогов и/или расчетов; по данным организаций - разработчиков,
изготовителей; по результатам хим. анализов, по результатам хим. анализов
аккредитованной лаборатории на проведение данного вида испытаний.